Главный герой


Календари


В календаре освещены все виды деятельности, а также здоровье, вплоть до рекомендаций правильного приема лекарств или же хирургических вмешательств.

Прямой взгляд на ретроспекцию.

Ретроспекция (от лат. retro назад и specto смотрю) мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд.

Этот прием часто используют писатели для пояснения событий, происходящих в определенный момень времени в художественной литературе. Он позволяет прервать последовательное повествование и показать причину следующего действия.

Но что же делать, если читатель не настроен отвлекаться, ему же срочно нужно знать, что произойдет с героем, ведь читатель уже практически сросся с героем и, можно считать, участвует в происходящих на страницах приключениях.

Вопрос использования ретроспекции настолько сложный, что

издатели во многих странах мира отказываются вообще принимать произведения, содержащие ретроспекцию. Им нужен так называемый "драйв", когда читатель поглощает информацию, совершенно не задумываясь о причинах того или иного поступка героя.

 

Но вы можете возразить: читатель должен думать во время чтения, иначе зачем вообще нужна литература, не только же для спинного мозга?

В этом и состоит конфликт в литературе между коммерцией и нуждами писателей и читателей. Но данная тема не для настоящей статьи. Мы говорим о том, что такой сильный, важный и нужный читателю и писателю инструмент, как ретроспекция, вытесняется из литературы. Возможно, скоро вся литература будет состоять из одной сюжетной линии, которая будет представлять собой дорогу в туннеле, где впереди маячит банальный, предсказанный издателем конец с головокружительной кульминацией.

Таким образом, все жанры сведутся к одному - рассказу, который лучше всего воспринимается читателем, а затем - к анедоту ...

Так что же, писателю нужно отказаться от ретроспекции, отступлений от главной линии, даже если другого способа рассказать читателю о причинах поступков героев нет? Пусть сам догадывается, почему положительный герой вдруг, ни с того, ни с его, срывается на дальнем родственнике или, наоборот, слушается советов старого авантюриста? Получается, что он не такой уж и положительный, а еще хуже - даже отрицательный? Поймет ли писатель такой поворот событий, если он уже в какой-то мере отождествляет себя с героем или сопереживает ему?

Мне представляется такой подход к проблеме: там, где ретроспекция необходима, ее нужно вводить. Но вводить не по любому поводу, а осторожно, только там, где это крайне необходимо. Нельзя допускать, чтобы читатель перепрыгивал через нее, искал продолжения "драйва".

Любой прием в литературе можно довести до искусства. Так и ретроспекцию можно привести к логическому разрешению. Попробуйте ставить ее после предварительной подготовки, когда читатель должен будет по ходу сюжеты требовать пояснений о причинах изменения характера героя.

Есть еще один способ: введение ретроспеции как повторяющегося события. Например, навязчивый сон или часто встречающийся человек, ассоциирующийся с определенными событиями в жизни героя. Если такой человек встретится несколько раз в повествовании без объяснения причин со стороны писателя, то читатель в конце концов задумается, а что же это за персонаж и когда уже автор объяснит, какую роль этот персонаж играет в сюжете, ведь художественное произведение - не жизнь, где много случайного, здесь все закономерно и требует пояснений.

Такой способ уже не должен вызвать нареканий у издателя, поскольку здесь ретроспекция логически вписана в повествование и не отвлекает читателя от основной линии.

Подведем итоги.

1.Ретроспекция должна жить, невзирая на время и диктат коммерции.

2.Писатель, если ему необходимо, имеет право пользоваться этим эффективным и нужным читателю приемом.

3.Ретроспекция не устарела, устарели методы ее использования. 4.Писателю необходимо искать новые методы ее использования.

Как гоорится, чтобы и волки были целы, и овцы сыты ...

P.S. Рискну предложить пример использования ретроспекции. Смотрите эту страницу

Яндекс.Метрика Анализ сайта rkont.ru