Главный герой


Календари


В календаре освещены все виды деятельности, а также здоровье, вплоть до рекомендаций правильного приема лекарств или же хирургических вмешательств.

Фантастика как часть литературы

Фантастика как часть литературы

Несмотря на то, что фантастика как жанр в литературе существует уже более ста лет, до сих пор раздаются пренебрежительные возгласы со стороны некоторых деятелей от литературы, что она находится как бы в стороне от большой литературы. Некоторые горе-исследователи после проведения сомнительных опросов позволяют себе определять нишу для этого жанра – подростки. И эти «исследования» уже не чисто литературоведческие, они проводятся издателями для изучения спроса. И это уже беда для всего читающего населения, поскольку количество выпускаемой фантастической литературы загоняется в минимум.

Подобный подход не только неверен или вреден, но он ставит писателей-фантастов в недвусмысленное положение.

Если раньше на выпады литературоведов можно было не отвечать, у каждого своя работа, то теперь не вмешиваться в ход истории никак нельзя, ибо на кон поставлена сама судьба жанра.

Итак, давайте для начала разберемся, что же такое литература. Во-первых, любая литература – это в той или иной степени – вымысел. Даже историческая или мемуарная. Любой человек или даже группа писателей не смогут восстановить достаточно точно ход любого события, поэтому не только интерпретация, но и сами факты на деле субъективны. Тем более, если дело касается художественной литературы - в ней достоверность падает практически до нуля. В этом плане фантастика даже выигрывает по достоверности, ибо предсказывает проявление того или иного события, за ходом которого могут наблюдать миллионы.

Безусловно, даром подобного предсказания обладают немногие фантасты, но, тем не менее, факт остается фактом: истинность высказываний можно проверить. Такое положение вещей заставляет писателей относиться очень серьезно к построению своего произведения вокруг той или иной идеи.

Скептики могут сказать, что такая фантастика более похожа на научную, в которой обязательно подтверждение экспериментальное, но этот выпад легко парируется: разделение нашей жизни на науку, религию, бизнес и прочие составные части само по себе искусственно и нормальному читателю неинтересно. Он живет одной, цельной жизнью, и ему глубоко безразлично, какими методами отвоевывают свои ниши различные профессиональные кланы. Так что, господа, претендующие на свой кусок интеллектуальной территории, будьте осторожны, не перегибайте палку.

Во-вторых,жизнь шагнула настолько далеко вперед, что удивить современного человека какой-нибудь новинкой в технике вряд ли получится. Или, предположим, космической темой …

Поэтому в разряд фантастической идеи можно поставить любую, по отношению к которой читатель может сказать вполне определенно: да не может такого быть! Заметьте, высказывание «фантастика» можно услышать по любому поводу, там, где находится почва для удивления.

Исходя из сказанного, современную фантастику можно определить как литературу, удивляющую читателя новизной мышления писателя.

Такой подход распространяется на любую область нашей повседневной жизни, что позволяет поставить этот жанр не только наравне с любым другим, но и несколько впереди.

Для противников фантастического жанра могу привести следующее: в отличие от других жанров фантастика не только дает информацию о возможных переменах, но и воспитывает людей на том лучшем, что только можно придумать. К сожалению, коммерческий подход к литературе убирает эту возможность из любого жанра, давая выход сиюминутным чувствам. В фантастике у читателя есть еще возможность для сравнения. Мир, описанный в фантастическом произведении, подвергается тщательному анализу благодаря своеобразному якорю: писатель сразу предупреждает – этот мир нереальный. Читатель вынужден задуматься, что же нереально в этом фантастическом мире и чем это он отличается от реального. И только в том случае, если этот новый мир приходится читателю по душе, сквозь которую он пропускает все повествование, произведение принимается и писатель становится известным.

Именно поэтому фантастическое произведение должно быть написано лучше, чем любое другое. Здесь не должно иметь места простое перечисление предполагаемых открытий, сводящее фантастику к бесплодным мечтам неудавшегося инженера или ученого. Для вплетения своего видения в замысел фантастического произведения нужен талант, иначе получится очередная халтура, порочащая не только жанр, но и всю литературу в целом.

И последнее. Любой жанр, исключая фантастику, может позволить себе статичность, то есть описание одних и тех же событий с разных точек зрения. Одни и те же сюжеты перекочевывают из романа в роман, претерпевая незначительные изменения. Писатель-фантаст не может себе этого позволить, поскольку здесь повторение уже не проходит.

Именно поэтому стоит призадуматься и читателям, и писателям, прежде чем принижать роль фантастики в литературе и в жизни. Стоит подумать, почему именно молодежь отдает предпочтение этому жанру. Стоит задуматься и писателям-фантастам, прежде чем выпускать очередную халтуру.

Одно можно сказать определенно: фантастика будет жить столько, сколько человек сможет мыслить и сравнивать, невзирая ни на какую конъюнктуру …

Яндекс.Метрика Анализ сайта rkont.ru